Рецепт приготовления человека. Употребление в пищу человеческой плоти, каннибализм, рецепт пирога с плацентой. Экстремальная кухня Самая вкусная часть человека
Блюдо из человечины от Мао Сугияма
Вкусовые качества человеческого мяса
Человеческое мясо - практически не используется в диете человека в виду морально-этических соображений, хотя каннибализм существует и сейчас в некоторых племенах.
Легально свежее мясо приобрести не представляется возможным практически ни в одной стране мира. Тем не менее есть исключения, в 2012 году японец Мао Сугияма приготовил блюдо из собственных гениталий и разместил объявление о продаже в твиттере. В феврале 2014 года полиция Нигерии закрыла ресторан, где подавали блюда из человеческого мяса, сообщает издание Daily Mirror.
Вкус
По вкусу человеческое мясо напоминает свинину. По другим описаниям - нечто среднее между говядиной и телятиной. Полинезийские и колумбийские туземцы называли его "long pig". В германии было взято интервью у каннибала-преступника Miewes, где он сообщил: "Мясо на вкус как обычная свинина, немного горчит и более жесткое. Оно довольно вкусное." В 1920-х годах немецкая пара серийных убийц долгое время продавала мясо людей как свинину.
В 1981 году японец Issei Sagawa частично съел голландскую студентку. Сейчас он уже находится на свободе и в интервью заявил, что человеческое мясо практически не пахнет, однако при удобном случае он не отказался бы попробовать мясо японской женщины.
Пищевые и биологически-активные добавки
Ткани и органы человека входят в перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе БАД к пище, введенный решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011N 622, в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 889.
Пищевая ценность
Человеческое мясо содержит все нужные аминокислоты в оптимальных соотношениях, богато витаминами и минералами . Калорийность зависит от содержания жира, варьируясь от 250 до 450 ккал на 100 г, углеводов довольно мало, примерно 20% быстрого белка , жирность колеблется в широких пределах в зависимости от конституции и образа жизни особи.
Приготовление
Туземцы чаще всего потребляют человечину в жареном виде. Оптимальная температура для запекания в печи 150-200 градусов. Неплохие отзывы получают тушеные блюда с картофелем. В сыром виде употреблять не рекомендуется.
Сертифицированный диетолог Dr. Jim Stoppani. заявляет, что наиболее полезная часть - это мозг и мышцы . Мышцы являются полноценным источником белка, а мозг богат фосфолипидами и многими другими питательными веществами.
Вред
Почки и печень содержат довольно много шлаков и продуктов обмена, поэтому их так же не следует включать в диету.
Вы знаете, у каумаче есть уникальный продукт питания – белый человек. Каких только изумительных блюд не придумали они за сравнительно небольшой промежуток времени, с тех пор как вступили в первый контакт с белым человеком и обогатили свой рацион столь незаменимым продуктом.
Кулинарная история белого человека развивалась стремительно.
Как произошло первое знакомство c каумаче неизвестно. О характере этой встречи можно судить лишь исходя из сохранившейся по сей день традиции каумаче, хотя бы раз в год, но отведать мясо белого человека сырым. Желательно, чтобы тот был только что умерщвлён, и ни с чем несравнимый вкус человечины дополнялся солоновато-металлическими нотками свежей крови.
В следующие годы охота на белого человека сделалась очень популярна у каумаче и приобретала всё больший масштаб, что не могло не обеспокоить самих белых людей. Когда невероятный размах охоты стал очевиден, от каумаче в жёсткой форме потребовали прекратить подобный промысел, угрожая применением военной силы. Вскоре конфликт был улажен. Это произошло по двум причинам. Во-первых, военная интервенция была невыгодна правящей элите. Во-вторых, каумаче поразительно быстро согласились отказаться от человечины. Впрочем, впоследствии выяснилось, несмотря на то, что они действительно прекратили охотиться на людей, это не мешало им регулярно питаться человеческим мясом. Дело в том, что по древнему обычаю каумаче, любое соглашение, даже скреплённое священной клятвой на крови, недействительно, если клянущийся находился под воздействием реуоте*. А в дальнейшем каумаче клялись на крови, что вся делегация по случайному стечению обстоятельств находилась под воздействием реуоте. Это обстоятельство позволило обойти главный пункт договора, запрещающий употребление человеческого мяса, и отказавшись от охоты, каумаче занялись разведением белого человека.
С этого времени белый человек стал поистине незаменимым продуктом в рационе питания каумаче.
Лишившись азарта и очарования охоты, взамен каумаче тайно наладили целую отрасль производства. Изучив повадки белых людей, они обнаружили, что те имеют способности, а главное непреодолимую тягу к размножению. Эта страсть человека к репродукции, даже в условиях неволи, при разумной корректировке позволила каумаче в короткие сроки организовать огромное количество ферм. Из скудных запасов живых людей, имевшихся у них в момент заключения договора об отказе от человечины, каумаче смогли вырастить целую популяцию кормового белого человека.
Конечно, не обошлось без трудностей. Первоначально выведенные в неволе детёныши содержались вместе с родителями, и те, понимая безвыходность положения, часто убивали своих детей, а затем и себя раньше времени. Да, это по-прежнему было мясо белого человека, но в такой ситуации ущерб претерпевали проекты планомерного разведения. В дальнейшем каумаче научились выращивать детёнышей белого человека без участия взрослых особей, забирая и изолируя их сразу после рождения. В таком случае они теряли большую часть своих коммуникативных навыков, но приобретали при должном уходе поистине исключительные вкусовые качества.
Готовить человечину каумаче научились разными способами. Прежде всего стоит сказать о традиционном поедании сырого белого человека и добавлении его мяса в разные блюда. И всё же основным методом приготовления стала термическая обработка. Любители экзотики научились использовать гейзеры, способные обварить тушу средних размеров за несколько часов, а так же жаркий климат, благодаря которому, оставленное на пару дней мясо приобретало особый насыщенный сладковатый вкус и характерный густой аромат.
Однако большинство каумаче всё же предпочитают готовить белого человека дома. В многочисленных рецептах нашли применение практически все части человека, непригодными в пищу считаются лишь роговые пластины и волосяной покров, удаляемые при свежевании туши. Из варёных костей получается желеобразная масса, сдобренная пряностями, она превращается в любимое многими каумаче сытное кушанье. Внутренности белого человека, перемолотые в однородную нежную массу, являются как самостоятельным блюдом – питательной похлёбкой, так и незаменимым ингредиентом разнообразных соусов и муссов. Деликатесами считаются: глаза, губы, язык, гениталии и женские молочные железы. Мозги белого человека – особое лакомство. Поедание мозгов - самая приятная часть чемгуйсе, так называемой «трапезы с человека»**.
Но главной ценностью белого человека остаётся мясо. Традиционно в кулинарии каумаче используется мясо взрослых особей, желательно, обладающих внушительной жировой прослойкой. Хотя мясо детёнышей более нежное, а волосяной покров ещё слабо развит, что упрощает процесс обработки и приготовления, использование его в пищу не выгодно экономически. Поэтому для устроения трапезы с человека, а так же в подавляющем большинстве блюд каумаче применяют взрослого белого человека.
Если разговор заходит о кухне каумаче, нельзя обойти стороной излюбленное лакомство знати – человеческого эмбриона. Думаю, не стоит объяснять, почему этот продукт могут позволить себе лишь состоятельные члены общества. Извлечённый из самки белого человека плод, часто едят сырым, а из блюд, в которых используется подобный ингредиент, можно отметить следующее: эмбрион обжаривается таким образом, чтобы внутри он оставался немного сыроватым. Если зародыш извлечён на ранних сроках, то можно попробовать взболтать несколько плодов в однородную массу и затем также зажарить.
Возвращаясь к спорам вокруг употребления в пищу человечины, стоит сказать, что, в конце концов, обман каумаче был раскрыт. Казалось, вооружённое столкновение неизбежно, но человеческая цивилизация к этому времени достигла такого уровня культурного развития, что противоречия удалось разрешить дипломатическим путём. Каумаче доказали недействительность предыдущего договора, отстояв правомерность древнего обычая, и добились признания традиции употребления в пищу человеческого мяса неотъемлемой составляющей своей культуры. Немало споров велось вокруг этой проблемы, правозащитные организации раскололись на два непримиримых лагеря, но в итоге прогрессивная часть человечества одержала верх, и за каумаче признали право разводить белого человека и употреблять реуоте во время религиозных обрядов. Но охота так и осталась под запретом. Впрочем, если верить слухам, среди каумаче до сих пор бытует мнение, что белого человека следует не выращивать на ферме, а добывать своими силами на охоте.
Чушь! Каумаче давно прекратили охоту.
А я говорю – правда.
Я тоже полагаю, что подобные слухи имеют под собой реальную почву. В последней работе Мойреса*** упоминается эта сверхъестественная страсть к охоте на белого человека. И заметьте, только на белого, другие расы не подходят, каумаче искренне верят, что разница между ними огромна и только белый человек обладает уникальными вкусовыми качествами, делающими этот продукт столь любимым на Каумачеан.
Кстати сказать, я слышал, что на Земле человек доминирует в пищевой цепи, с небольшими оговорками на мифические микроорганизмы. И очень похожий, на описанный вами ранее, фокус, они проделывают с яйцами вместо эмбриона.
Да, человечество интересная и вполне разумная популяция...
Была. Следует говорить "когда-то была разумная популяция", ведь после того, что они устроили их нельзя назвать ни разумными, ни популяцией.
*Реуоте – растение, обладающее наркотическими свойствами и используемое каумаче в культово-церемониальных целях.
**Трапеза с человека – особый вид трапезы, когда на одного каумаче приходится весь набор блюд, которые можно приготовить из одного белого человека.
***Урхар Мойрес – видный ломазийский философ и антрополог, автор таких трудов, как "Человек, куда ты идёшь?", "Человек, что ты делаешь?", "Человек, сколько можно?", "Человек, хватит уже!", "Человек разумный, но иррациональный." и другие.
Звучит жутко, но каннибалы были гурманами. Они готовили человеческое мясо с перцем чили, тыквенными семечками и мексиканской приправой. Недоеденные ними останки сохранились до наших дней и раскрыли рецепты приготовления человеческого мяса, которые людоеды передавали из поколения в поколение.
Недавно всплыла информация о том, что каннибалы не просто пожирали своих пленников и, втихаря, друг друга. Они имели и передавали из поколения в поколение рецепты по приготовлению мяса людей.
Такое открытие сделали ученые, что нашли останки населения Мексики, что погибло в результате стычек с каннибалами и были ими съедены. Каннибалы передавали друг другу свои рецепты готовки мяса. Как сейчас у каждой хозяйки свой рецепт борща, так тогда у каждого каннибала был свой рецепт человечины. Звучит странно, но блюда из людей были приготовлены весьма цивилизованно.
Недалеко от столицы Мексики, археологи нашли кости людей, погибших в 600 годах до нашей эры. Это фрагменты тел двух десятков взрослых и даже детей, на которых очень четко видно, что кости ломались после наступления физической смерти, а мясо ровно отрезалось. То есть, людей до смерти не мучили – их просто быстро зарезали .
Ученым стало очень интересно, как каннибалы готовили человеческое мясо. Применялись ли в жуткой кулинарии приправы, как мясо готовили – жарили на огне или варили. Кое-что стало известно.
Точно понятно, что мясо обрабатывалось вместе с косточками, и только потом от них отделялось. Так, большая часть останков имела или алый, или светло-оранжевый цвет, достаточно насыщенный. Оранжевый оттенок давали мексиканские приправы – семечки тыквы, чили и традиционная аннато. Когда ученые с таким же набором специй сварили телячье мясо на кости, она пожелтела, а мясо стало очень даже вкусным.
А вот алым цвет костей стал от того, что мясо жарили на огне. Из-за очень большой температуры в кость впитывалась кровь и та оставалась красной навсегда.
От сырого человека откусывать плоть трудно, а пенис невкусный и плохо жуется. С этим согласны все знатоки человечины. В остальном, ее вкус зависит от способа приготовления и употребления, возраста и пола съеденных, а также выбранных для приготовления частей тела.
Уильям Сибрук,
добыл мясо в морге
В 1920-х годах американский оккультист, исследователь и журналист наткнулся в Западной Африке на племя каннибалов. В книге «Пути джунглей» 1931 года Сибрук описал, как вступил в него, чтобы попробовать человечину.
«По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого теленка, но и не говядину. Мясо обладало мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Оно было немного жестким и волокнистым, но пригодным в пищу. Поджаренный кусок по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность в том, что телятина из всех привычных нам видов мяса - наиболее близкий аналог человечины».
Позже Сибрук признался, что человеческую плоть он пробовал не в Африке, а в Париже. Знакомый интерн принес ему из госпиталя фрагмент тела человека, погибшего от несчастного случая.
Уильям Сибрук с актрисой и военным репортером Ли Миллер. Фото: Ман Рэй / Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду / centrepompidou.fr
Альберт Фиш,
похищал детей
В детстве получал удовольствие от побоев и порки, любил загонять в тело иглы, употреблял мочу и фекалии. С возрастом мазохистские наклонности переродились в садизм.
3 июня 1928 года Фиш под видом работодателя пришел в дом Эдварда Бадда и хитростью увел его сестру - 10-летнюю Грейс. Только через 7 лет родители получили анонимное письмо, из которого узнали о судьбе девочки:
«…Я задушил ее, а затем вырезал мягкие части, чтобы приготовить и съесть. Как сладка и приятна ее маленькая задница, зажаренная в духовке! Мне потребовались 9 дней, чтобы полностью съесть ее мясо».
Письмо вывело полицию на след Фиша. После смертного приговора он рассказал еще об одной жертве – 8-летнем Фрэнсисе Макдоннелле. В 1924 году Фиш его изнасиловал, задушил и вырезал части тела:
«Я положил полоски бекона на каждую ягодицу и отправил все в духовку. Через четверть часа влил туда пинту воды и добавил 4 луковицы. Мясо регулярно поливал жиром из деревянной ложки. Так оно стало мягким и сочным. За 2 часа все приготовилось. Я никогда не ел жареной индейки, которая была бы вполовину так вкусна. Но пи-пи я не смог разжевать и выбросил в туалет».
Маньяк был казнен на электрическом стуле.
Полицейский снимок 1905 года, когда Альберт Фиш был арестован за кражу. Фото: New York Daily News / Wikipedia Фишу нравилось причинять себе боль. На рентгене тела убийцы насчитали 29 игл. Фото: New York Daily News / Wikipedia
Иссеи Сагава,
съел любимую девушку
Изучая в парижской Сорбонне сравнительную литературу, японец Иссеи Сагава влюбился в студентку из Голландии Рене Хартевелт. Девушка предпочла романтическим отношениям дружбу.
«Возможно, если бы мы еще раз поужинали вместе, я бы не съел ее», - вспоминал Сагава.
11 июня 1981 года Рене пришла к Сагаве в гости, чтобы прочитать под запись немецкие стихотворения, и была убита выстрелом в спину. Сагава раздел тело, изнасиловал и впился зубами в ягодицу, но прокусить не смог. Тесаком он срезал ягодицы, бедра и грудь, положил мясо в холодильник и питался им следующие два дня. Запеченная в духовке грудь показалась каннибалу слишком жирной. Больше ему понравилась верхняя часть бедра. Иссеи рассказывал, что это мясо не имело специфического вкуса или запаха и таяло во рту, как суши из сырого тунца.
Сагаву арестовали, но признали невменяемым. В 1985 году – депортировали на родину. В Японии он 15 месяцев провел в психиатрической клинике и вышел на свободу. Cтал телезвездой, художником и писателем, автором ресторанной критики.
Иссеи Сагава под конвоем полиции, 17 июня 1981 года. Фото: Dominique Faget / AFP Останки Рене Хартевелт на кухне Сагавы. Источник: murderpedia.org Кухня Сагавы. Источник: murderpedia.org
Армин Майвес,
съел добровольца
«Ищу хорошо сложенного молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет, согласного быть убитым и съеденным».
Это объявление в 2001 году Армин Майвес разместил в блоге The Cannibal Cafe . На него откликнулся берлинский IT-специалист Юрген Брандес. По свидетельству коллег и знакомых, он был склонен к мазохизму. Встречу в доме Майвеса фиксировали на видео. Брандес настаивал, чтобы хозяин вечеринки откусил ему пенис. Не вышло. Тогда Армин отрезал Юргену пенис ножом. Съесть сырым не получилось - показался «слишком резиновым». Пока Юрген истекал в ванной кровью, Майвес поджаривал гениталии с солью, перцем, вином и чесноком. Но пенис подгорел, и Майвес скормил его своей собаке.
Затем Юрген принял большую дозу алкоголя и обезболивающего. Майвес перерезал ему горло, тело подвесил на крюк, расчленил, расфасовал и заморозил. За 10 месяцев он съел около 20 килограммов Брандеса. Как утверждает людоед, мясо было жестковатым, по вкусу напоминало свинину, слегка горчило, но в целом было довольно вкусным.
«Я обжаривал стейк с солью, перцем, чесноком и мускатным орехом. К нему подавал картофельные крокеты, брюссельскую капусту и соус из зеленого перца».
Майвеса арестовали в 2002 году. Он приговорен к пожизненному заключению, в тюрьме стал вегетарианцем.
Cайт кафе с блюдами, которые названиями и дизайном отсылают к теме людоедства. Но человечину там не подают.
Когда я рассказываю о том, как после рождения сына забрал домой плаценту и на следующий день подал ее к столу в виде паштета из его плоти, слушатели либо просто не верят, либо в ужасе отшатываются от меня как от каннибала. В моем словаре это слово трактуется как «человек, который ест человеческое мясо» и «животное, которое ест особей собственного вида».
Употребление в пищу человеческой плоти, каннибализм, рецепт пирога с плацентой. Экстремальная кухня.
Полагаю, что формально я могу именоваться каннибалом, однако чувствую огромную разницу между собственной ситуацией и историческими примерами каннибализма с участием туземцев с продетыми в нос косточками, варивших в котлах несчастных миссионеров и белых охотников.
Вот как обстояло дело. Я был женат, имел дочь и жил в Лондоне, когда моя жена родила сына в частной клинике, расположенной неподалеку от нашего дома. Насколько мне помнится, я сказал врачу, что хочу забрать плаценту домой сразу после появления сына на свет. Плацента - орган, прикрепленный к слизистой оболочке матки и обеспечивающий питание плода. После рождения ребенка плацента отторгается женским организмом. И как правило выбрасывается, по крайней мере в развитых странах. Кое-где, однако, включая нашу лондонскую квартиру, плацента рассматривается как съедобный продукт, который неразумно отправлять в утиль наравне с окровавленными бинтами, использованными медицинскими перчатками и другими материалами.
В конце концов, это орган, кормивший нашего еще не рожденного ребенка. И хотя ребенок в ней больше не нуждается, плацента остается ценным источником белка, витаминов и минеральных веществ. Жена должна была вернуться домой на следующий день, а мой план состоял в том, чтобы сварить плаценту, сделать из нее паштет и предложить гостям, приглашенным полюбоваться малышом. Мою просьбу врач воспринял с изумлением, но не возражал, сказав, что ничего опасного в моей затее нет, если плацента будет храниться в холоде и я правильно ее приготовлю. По его словам, вкус плоти, скорее всего, будет напоминать печень.
Далее возник вопрос, как доставить плаценту домой. В клиниках, в отличие от ресторанов, специальных термоконтейнеров не держат. Выбор пал на большой пластиковый пакет, вроде тех, что используются для мусора. В четыре часа утра я шел домой с мешком на плече и невольно задавался вопросом: что сказать, если меня вдруг остановит полицейский и спросит, что у меня в мешке? К счастью, ни один полицейский мне не встретился. С наступлением дня я поджарил плаценту с чесноком, на сливочном масле, затем нарезал на маленькие кусочки, которые с помощью блендера превратил в пасту темно-коричневого цвета. Ай! Я забыл отделить кровеносные сосуды, а потому в пасте присутствовали мелкие упругие вкрапления.
Это был серьезный кулинарный промах с моей стороны. Тем не менее я подал блюдо на стол. Охлажденным, с пшеничными крекерами и тонкими кружочками сырого лука в качестве украшения. К моему удивлению, несколько гостей попробовали угощение. Кому-то моя идея с паштетом из плаценты может показаться чудачеством, задуманным с одной целью - шокировать гостей, либо чем-то таким, что могут позволить себе только хиппи. Мы с женой действительно на тот момент принадлежали к этому движению. О чем ничуть не жалеем.
На самом же деле в историческом плане в нашем поступке не было ничего необычного. Употребление в пищу человеческой плоти действительно имеет долгую и не всегда мрачную историю. С тех пор, когда по земле, от юго-запада нынешнего штата Колорадо до юго-востока современной Франции, бродили неандертальцы, жареная человеческая нога продолжительное время считалась нормальным кушаньем.
Доказательств достаточно. В 1981 году археолог Тим Уайт из Университета Беркли в Калифорнии обнаружил в Эфиопии череп жившего 60 тысяч лет назад предка человека со следами глубоких зарубок на скулах и глазницах. Словно мясо срезалось с них с помощью ножа. Зарубки были идентифицированы как «свидетельство каннибализма», отличающееся от боевых ранений, бытовых травм, следов погребальных ритуалов и результатов воздействия когтей и зубов животных. Уайт сравнил череп с костями двадцати девяти обитателей древнего индейского поселка Анасази, штат Колорадо, уникального скального поселения, превращенного сегодня в туристическую достопримечательность.
Углеродный анализ костей, орудий и керамики датировал их XII веком. После исследования под электронным микроскопом 2106 фрагментов костей на предмет выявления зарубок, обожженных мест и т. д. Уайт предложил новую версию повреждения, которую сформулировал как «горшечный глянец». Имея в виду гладкие потертости на концах костей, образовавшиеся, по его мнению, в результате перемешивания мяса в горшках. Уайт пришел к заключению, что жители Анасази употребляли в пищу тела своих сородичей, снимая с них кожу, разрезая мышечную ткань на куски. Которые жарили на , запекая длинные кости, дробя мелкие и затем помещая все это в горшки для приготовления над огнем с постоянным перемешиванием.
Начатые Уайтом исследования были продолжены в 2000 году Ричардом Марларом, патологом Университета Колорадо, объявившим в журнале Nature о находке орудий для разделки мяса со следами человеческой крови. А также разрозненных расколотых человеческих костей с признаками их обработки этими орудиями. Кроме того, остатки человеческого миоглобина присутствовали на стенках горшка для приготовления пищи, а также в составе человеческого копролита, древних фекалий. Употребление в пищу человеческой плоти продолжалось в течение столетий.
Так, в Китае, начиная с эпохи династии Тан и особенно во времена правления династий Мин и Цин (в общей сложности с VII по XVIII век), когда умирающему родителю уже не помогали обычные лекарственные средства, дочь или невестка (реже сын) срезали с собственного бедра кусок плоти и варили из него бульон, который давали пить умирающему. Невзирая на факты, люди верили в возможность чудесного исцеления. Употребление человеческой плоти в качестве лекарственного средства в китайской литературе именуется коку или гегу. Истоки традиции, вероятно, кроются в легенде о принцессе Миао Шан. Человеческом воплощении богини милосердия Куан Йин, пожертвовавшей своими глазами и руками ради спасения умирающего отца.
Тема плоти присутствует и в рассказах о прошлых воплощениях Будды, утверждающих буддийский принцип сострадания. Большинство свидетельств о случаях каннибализма в наши дни поступает от исследователей, миссионеров и других представителей западного мира, обнаруживающих их в примитивных обществах. Они неизменно трактуют это как доказательство дикости туземцев. В литературе подобное отношение прослеживается еще в греческих мифах о Сатурне, пожирающем своих детей, и циклопе, поедающем спутников Одиссея.
Людоеды - своего рода «острая приправа» ко многим повествованиям. От сказок «Тысячи и одной ночи» с их Синдбадом-мореходом, потерпевшим крушение и спасенным царем, кормившим его человеческой плотью, до поражающих воображение воспоминаний Марко Поло. В которых содержится рассказ о воинах Кубла-хана, съедавших тех, кто пал на поле сражения.
«Уверяю вас, - писал Марко Поло, - что они каждый день убивают людей и сначала выпивают их кровь, а потом с жадностью съедают остальное».
Сатирик XVIII века Джонатан Свифт, наиболее известный как автор «Путешествий Гулливера», воспользовался тем же образом в своем эссе «Скромное предложение» (1729). В шутку написав, что решить продовольственную проблему в Англии и Ирландии можно, если съесть какое-то количество детей. Знаменитый романист Роберт Стивенсон, на исходе XIX столетия живший на Маркизских островах, писал о том, что видел «последнего людоеда на Нуку-Хива». Тот якобы шел по берегу океана с человеческой рукой на плече и, крича прохожим. «Так поступает со своими врагами Кооамуа!», зубами вырывал из руки куски плоти.
Подобные истории рассказывали и миссионеры, возвратившиеся из Латинской Америки. Один автор, описывая представителей африканского племени людоедов, упомянул о том, что у них острые, как у лисы, зубы. То, что он никогда не был в Африке и не привел никаких надежных доказательств в пользу своих утверждений, было неважно. Испанские завоеватели говорили, что карибы солили и сушили плоть своих врагов. Хотя в те времена жители островов засаливать продукты не умели. Многое из того, чем пугали обывателя, оказалось вздором. Лишь некоторые рассказы были хотя и отдаленно, но похожи на правду.
Например, истории о том, как ацтеки съедают тысячи своих пленников сильное преувеличение. Ацтеки лишь пекли хлеб из теста, замешенного на человеческой крови и плоти, придавая ему форму своих богов. По выражению одного из современных авторов, вал леденящей душу информации был «не столько указанием на широкую распространенность каннибализма за пределами высокоразвитого общества, сколько свидетельством жадного интереса к теме». Многие связанные с каннибализмом традиции имели глубокие культурные корни. Основывались на бытовавшей во многих уголках планеты вере в то, что употребление в пищу плоти предков позволит заручиться их поддержкой.
Или в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг - мудрость, сердце - отвагу и т. д. По этой причине туземцы Гавайских островов убили в 1779 году капитана Джеймса Кука. На следующий день выжившим членам его экспедиции они вернули лишь горстку завернутых в ткань костей и плоти. Мясо же и органы Кука они съели в надежде обрести через них многочисленные знания и достоинства великого исследователя. Даже правивший в начале 1970-х годов в Уганде тиран Иди Амин хвастался за столом тем, что ел человеческое мясо, оправдывая это следующим образом.
«На войне, когда нет еды, а товарищ ранен, ты вполне можешь убить его и съесть, чтобы выжить. Так ты вбираешь в себя его силу. Его плоть сделает тебя лучше, и ты сможешь полноценно сражаться».
Возможно, подобные обстоятельства стали причиной исчезновения примерно в это же время Майкла Рокфеллера, молодого искателя приключений и сына американского миллионера Нельсона Рокфеллера. Его следы затерялись в джунглях Папуа-Новой Гвинеи, где он предположительно был съеден кем-то из последних оставшихся на земле каннибалов. Неподалеку от тех мест, на островах Фиджи, каннибализм практиковался еще в 700 году. Туземцы, желая умилостивить своих воинственных богов, приносили им в жертву захваченных врагов. После обряда жертвоприношения победители съедали их, поскольку считали это необходимым актом окончательного их унижения. Более того, они верили, что таким образом надолго обезвредят и их родственников.
Обычай был настолько распространенным - просуществовал до начала XX века, - что у большинства жителей Фиджи имелись так называемые вилки каннибалов. Выточенные из дерева и похожие на всем привычные вилки разных размеров - для разных частей человеческой плоти: для глаз, ягодиц и т. д. «Нежное, как человечина» - это старое фиджийское выражение можно услышать на островах и сегодня как комплимент безобидному современному блюду. Взгляд западного человека на такого рода поведение изменило христианство, а не формирование пресловутого «цивилизованного» общества.
Испанские миссионеры в Латинской Америке принялись менять как рацион питания, так и верования местного населения. Объявив и то и другое варварством. Но сознавали ли они всю странность приобщения «людоедов» к религии, в одном из главных ритуалов которой - причастии - прихожанам, пусть в виде облатки и вина, скармливаются кровь и тело Христовы? Как сказал один из ученых, Жан Паоло Биасин, для христиан «каннибализм метафоризирован», учитывая, что в самой Библии приводятся такие слова Христа.
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51-56).
Конечно, немало человеческой плоти было съедено и в современную эпоху. Не ради жизни вечной, а из стремления сохранить жизнь земную. Хорошо известна история о том, как в 1846 году на пути в Калифорнию американские переселенцы, застигнутые снежной бурей на перевале Доннер, ели своих умерших товарищей. В сходных обстоятельствах британские исследователи, пытавшиеся в XIX веке отыскать на скованном льдами севере Канады легендарный «северо-западный проход» из Атлантического океана в Тихий, прибегли к каннибализму. Как оказалось, в тщетной попытке выжить.
Факт подтверждается недавним обнаружением останков участников экспедиции со следами работы ножом на их костях. Не менее известна отчасти комичная история золотоискателя по имени Альфред Пэкер, который в 1873 году в Колорадо оказался заточенным снежным бураном в лачуге и выжил только благодаря тому, что ел своих подельников.
«Ты - мерзкий извращенец и сукин сын, - возмущался судья, приговоривший людоеда к 30 годам заключения. - В графстве Хинсдейл было всего семь демократов, и пятерых ты умудрился съесть!»
В не столь давние времена, в 1972 году, члены уругвайской команды по регби, попавшие в авиакатастрофу в Андах, сумели сохранить себе жизнь, питаясь останками погибших товарищей. Позже их история была описана в ставшей весьма популярной книге «Выжившие» и запечатлена в одноименном фильме. Говорят, что таким же способом выживали некоторые южновьетнамские беженцы, на лодках спасавшиеся от наступавших армий Вьетконга. До недавних пор властями Китая категорически отрицалось, что в ходе культурной революции 1966-1976 годов в Гуанси-Чжуанском автономном районе широко практиковался каннибализм в отношении «классовых врагов».
В опубликованной в 1996 году книге Дзенг Йи «Алый мемориал, или Свидетельства каннибализма в современном Китае» цитируются слова одного из официальных лиц о том, что только в этом районе имели место от 10 до 20 тысяч случаев, когда люди ели своих сограждан. Еще позже поступали сведения из Северной Кореи. Где массовый голод в период 1997-1998 годов вынуждал людей есть умерших от истощения родственников и соседей. Другие современные репортажи о каннибализме фокусируют внимание на вызывающих ужас подробностях. Похоже, прессу интересует только это.
Несколько лет назад в Англии широко и весьма красочно освещалась история печально известных братьев Крей, контролировавших значительную часть лондонского преступного мира. Среди прочего говорилось и о том, что они ели печень своих врагов. Разделывал и съедал свои жертвы и американский серийный убийца Джефри Деймер, получивший от журналистов прозвище Каннибал из Милуоки. Кроме содержимого морозилки, в которой лежали человеческие почки, кишки, печень и легкие, полицейские не нашли в его квартире никакой еды. Если не считать специи. После ареста в 1994 году Деймер спросил у тюремного врача, есть ли в мире такие же, как он, или он уникален? Нет, конечно, не уникален.
Итак, трудно предположить, когда и как может измениться отношение людей к употреблению в пищу человеческой плоти. Даже при том, что предложенное мною в 1972 году гостям в виде паштета в 1998 сделалось модной едой в среде английских яппи. На тот момент журнал Esquire взял интервью у некоторых из тех, кто попробовал это блюдо из плоти, а также у нескольких профессиональных поваров. Один из кулинаров предложил тушить послед на медленном огне и подавать с травными клецками. Другой рекомендовал готовить его с оливковым маслом, луком, каперсами в винсанто и анчоусами, после чего перетирать в блендере и намазывать на поджаренные в тостере кростини. По его словам, получатся «прекрасные канапе для крещенской вечеринки».
Хотите знать, почему к каннибализму столь ужасное отношение? Все дело в прессе. В моем архиве сотни историй, напечатанных в газетах и журналах периода 1994-2003 годов. Например, о том, как в Бразилии восемь человек, сами того не зная, съели печень жертвы убийства, которую им подали в одном из баров Рио-де-Жанейро жаренной с луком и чесноком. О 76-летней жительнице Москвы, арестованной за то, что она сначала убила своего мужа, потом часть его плоти съела, а оставшееся закатала в банки. О двух мужчинах с северо-востока Индии, убивших соседа, якобы пытавшегося убить их самих с помощью черной магии.
Его сердце они разрезали пополам и съели сырым. О том, как один португальский историк, исследовавший факты проявления зверства и жестокости в период Второй мировой войны, обнаружил документы, свидетельствовавшие о том, что один из отелей Макао покупал маленьких детей, откармливал их, а затем готовил из их плоти блюда, которые подавал своим постояльцам. В 1995 году поступило сообщение о том, что в небольшом российском городке на Урале милиция арестовала четырех человек, продававших в рестораны человеческое мясо под видом телятины. Другая информация того же года - о двух камбоджийцах, собравшихся было помочь другу похоронить мертворожденного ребенка, но вместо этого сваривших из него суп (с разрешения отца!).
В 1997 году в Гонконге врач отрубил голову полицейскому, которого подозревал в связи со своей женой. Когда полиция по подсказке жены полицейского нагрянула к врачу с обыском, она обнаружила голову коллеги, сваренную в скороварке. Из года в год мой архив неуклонно пополнялся. В 1998 году в Таиланде мужчина утопил шестилетнюю племянницу, поскольку полагал, что, съев ее мозг, сможет поправить свое психическое здоровье. А в Египте три брата были осуждены на смертную казнь за то, что убили человека и выпили его кровь. Год спустя в Лондоне мужчина был приговорен к пожизненному заключению за убийство и употребление в пищу части бедра жертвы. В Украине вынесли тот же приговор за то, что преступник задушил свою молодую любовницу, сварил ее голову, съел язык, а череп держал на телевизоре.
В 2000 году в Шри-Ланке мужчина, десятью годами ранее убивший и съевший свою жену, был арестован за то, что то же сделал со своим отцом. Тело жительницы Гонконга, пропавшей во время путешествия по Северному Китаю, было обнаружено засоленным в чане. В Катманду был арестован 22-летний мужчина, съевший ухо своего старшего брата и заявивший, что на этот поступок его, пьяного, толкнуло непреодолимое желание поесть мяса. Тема каннибализма вышла на первые страницы прессы. Вошла в выпуски CNN в 2001 году. Тогда сообщалось о том, что даяки с острова Борнео занимаются людоедством. Тела своих убитых врагов-мадурцев они режут на куски и едят, приготовив как мясо животных. И не только едят сами, но и продают.
Тогда же в Катманду два брамина съели мозги убитого короля Непала и его убийцы. После чего совершили ритуальное самоубийство, бросившись со скалы, чтобы «унести с собой невезение». В следующем, 2002 году гражданин Германии сознался в том, что убил и съел своего партнера-гомосексуалиста, который якобы хотел быть съеденным. В Камбодже двое мужчин, обвиненных в употреблении в пищу человеческого мяса, они запили его бутылкой вина, были выпущены провинциальным судом на свободу по причине отсутствия соответствующего закона. В 2003 году в Лос-Анджелесе молодой амбициозный музыкант, мечтавший стать звездой рэпа, был обвинен в убийстве сожительницы. На вопрос, зачем он съел часть ее легкого, парень ответил, что хотел таким способом создать себе образ «беспредельщика» и через это пробиться к Олимпу рэп-культуры.
Каннибализм на продажу.
В наши дни каннибализм - одно из наиболее запрещенных социальных действий. При этом тему отличает чрезвычайная притягательность, чем и обусловлено ее использование на рынке шоу-бизнеса. Самый яркий пример коммерциализации дает, естественно, Голливуд. На одном конце спектра - откровенная эксплуатация леденящих душу сюжетов в таких фильмах, как «Атака каннибалов» (1954), «Кровавый пир» (1963), «Могильщик и его команда» (1967), «Ночь живых мертвецов» (1968, с двумя сиквелами и одним ремейком). «В гостинице «Красный волк»» (1972, переименован в «Ужас в меню»), «Девушки-каннибалы» (1973), «Возвращение живых мертвецов» (1985, с двумя сиквелами)…
Это, поверьте, лишь малая толика, только для примера. На другом конце - картины со впечатляющим бюджетом и более талантливыми создателями. Название романа, по которому был снят одноименный сатирический фильм - «Соево-чечевичная зелень» (1973) - указывало на блюдо из соответствующих продуктов. Однако волею творцов из Голливуда герой фильма детектив Чарлтон Хестон выясняет, что блюдо это - из человеческого мяса. В сатирическом же фильме Жана Люка Годара «Уикенд» (1968) незадачливые террористы, заявляющие, что «на ужасы государства можно ответить только ужасом», демонстрируют возврат к антииндустриальному «естественному образу жизни». Закусывая захваченными обывателями - любителями пикников.
В фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), атаке на установленные в модном ресторане строгие правила поведения, в последней его сцене на стол подается зажаренное целиком человеческое тело. Персонаж фильма Томаса Харриса «Молчание ягнят» (1991) Ганнибал (созвучно каннибалу) Лектер, подобно его менее известному предшественнику из «Охотника на людей» (1986) и двойнику из сиквела «Ганнибал» (1999). Отвратительный упырь, которого упрятали за решетку. В частности, за пристрастие к человеческой печени, которую он предпочитал запивать бокалом «хорошего кьянти».
На Фиджи и сегодня продаются сувенирные варианты традиционных вилок. Их делают из местного дерева и на несколько недель погружают в черную грязь. После чего полируют либо просто красят. Вилки, как уже отмечалось, имеют разный размер. Маленькие - для глаз и мозга, побольше - для мяса. Можно также заказать «Каннибальское чатни», приготовленную по оригинальному рецепту овощную приправу. Непременно подававшуюся к мясу на пиршествах каннибалов. Есть, наконец, рестораны. В 2002 году эквадорские рестораторы допускали использование человеческих бедренных костей в процессе приготовления наваристого бульона из плоти для супов и тушеных блюд.
Причем кости, извлеченные из могил, считались особо ценными. Поскольку им приписывали наличие «неповторимого вкуса». Годом позже поступила информация о том, что в китайской провинции Сычуань выкапывали из могил женские скелеты, чтобы приготовить «суп из привидений». В другой провинции, Хунань, в одном из ресторанов предлагали два блюда из морских ушек и окуня. Приготовленных с использованием женского молока (закупалось у крестьян). Когда об этом сообщила пресса, последовало указание из Пекина, и рестораны были закрыты.
Рецепт пирога из человеческой плоти. Пирог с плацентой.
Плацента.
6 пластинок бекона.
170 г красного вина.
1 яйцо.
Соль и перец по вкусу.
3 чесночные дольки, мелко нарезанные.
2 головки шалота, мелко нарезанные.
Зеленый лук.
Пирожковое тесто.
С помощью ножа с узким лезвием и острым концом удалить все кровеносные сосуды. Вскрыв плаценту с широкого конца, где легко найти главную вену. Ее можно вытянуть, приложив определенное усилие. То же сделать с остальными сосудами. Нарезать плаценту узкими полосами. Посыпать их солью и перцем и замачивать в вине как минимум 6 часов.
Примерно из половины мяса сделать фарш и смешать его с нарезанными чесноком и шалотом. Выстлать форму тестом. На дно и по краям положить бекон, затем поместить в форму смесь из фарша и оставшихся полосок мяса. Все накрыть тестом и намазать его яйцом. Запекать в прогретой духовке при температуре 190 градусов примерно в течение часа. Дать остыть. Подавать с пресными крекерами. Украсить зеленым луком.
По материалам книги «Экстремальная кухня».
Джерри Хопкинс.